Социальных представлений концепция

Социальных представлений концепция
— одна из теорий "среднего ранга", нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций, возникших во французской социальной психологии в 60— 70-е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Основная идея С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные) структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит три измерения: информацию — сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. Динамика социальных представлений обыденного сознания получает в С. п. к. наименование "объективации" и включает ряд фаз: "персонификацию" (ассоциирование объекта представления с конкретными личностями), образование "фигуративной схемы" представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и "натурализацию" (оперирование в обыденном сознании элементами "фигуративной схемы" как автономными объективными сущностями). В рамках С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии. Показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта "сверхсоответствия Я", выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди (Ж. Кодол). 3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой — частноситуативными особенностями взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном характере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимости от социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к. изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С. п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, униформизации и стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двойной ориентацией этой теории — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания. В.А. Петровский

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ. . 2006.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Социальных представлений концепция" в других словарях:

  • социальных представлений концепция — система социально психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки, относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана во Франции С. Московиси при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ — – система социально психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана во Франции С. Московичи при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • концепция социальных представлений — совокупность теоретических взглядов на личность, а также научно психологических фактов во французской социальной психологии (Ж. Абрики, Ж. Кодола, С. Московиси и др.) о формировании и функционировании социальных представлений (см. социологическую …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Теория социальных представлений — анализ того, как науч. знание присваивается обыденным сознанием и используется в каждодневной практике, была сформулирована фр. социальным психологом С. Московичи. Создание Т. с. п. явилось ответом на процесс индивидуализации социальной… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • концепция представлений социальных — одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии других психологов. Относится к числу концепций, возникших во французской …   Большая психологическая энциклопедия

  • Я-концепция — (Я образ, Образ «Я») система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Содержание 1 Термин 2… …   Википедия

  • Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я к. целостный,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ — (1) в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями Блау, Хоманса, P.M. Эмерсона и их последователей; (2) в широком смысле направление в социальном знании (социологии, социальной антропологии, социальной психологии, а… …   Новейший философский словарь

  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ — (1) в узком смысле теория, разработанная в американской социологии усилиями Блау , Хоманса , Р.М. Эмерсона и их последователей; (2) в широком смысле направление в социальном знании (социологии, социальной антропологии, социальной психологии, а… …   Социология: Энциклопедия

  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской — Данное науч. направление социальной психологии О. начало разрабатываться с 1970 х гг. в рамках школы А. А. Бодалева. Первые работы касались проблемы условий и факторов успешного опознания выразительных компонентов состояний человека. К концу 1980 …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»